Автомобильный рынок всегда подвержен сезонным колебаниям, интенсивность которых зависит от ряда факторов. Весной всегда есть всплеск активности покупателей, который плавно гаснет к осени. В реалиях 2025 г. достаточно сложно предугадать наиболее выгодный момент для продажи или покупки автомобиля из-за нестабильной финансовой ситуации в целом.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Скидки
На
складах дилеров в РФ по состоянию на 2025 г. находится много автомобилей, выпущенных год назад. Некоторые продавцы никак не могут избавиться от машин сборки 2023 г. Автомобили ввезены в РФ по старым ставкам утилизационного сбора, что позволяет дилерам дать большую скидку. Насколько рентабельна покупка таких машин, постоявших 1-2 года в неизвестных условиях, решать только покупателю. Кроме того, размер скидки не настолько велик, чтобы отдавать деньги за автомобиль, которому уже исполнится минимум год.
Сезонность
Традиционным периодом всплеска активности на автомобильном рынке является апрель и май. Основная масса покупателей отходит от финансовых трат на новогодние праздники, появляется желание и возможность обновить автомобиль или приобрести первую машину на теплый летний сезон.
Статистика продаж новых машин говорит о постепенном увеличении спроса после провального первого квартала 2025 г. Одновременно дилеры стремятся побыстрее избавиться от залежавшихся автомобилей, предлагая скидки (при использовании трейд-ин выгода выше, хотя цена выкупа старой машины меньше рыночной).
К середине лета и осени активность на рынке снижается, дилеры в случае продажи остатков от прошлого года постепенно уменьшают скидки. Акции возможны ближе к новому году – у продавцов есть расчет на людей, получающих хорошие бонусы по итогам года. Учитывая нестабильность курсов валют и российского финансового рынка в целом делать долгосрочные прогнозы по ценам и размеру скидок нельзя.
Политика ЦБ и государства
Вероятность снижения ключевой ставки ЦБ, влияющей на стоимость кредита, может быть снижена во второй половине года, хотя явных предпосылок к снижению ставки на май 2025 г. нет. Кроме того, дилеры и импортеры к тому времени могут повысить цены и пересмотреть политику скидок. Покупатель немного сэкономит на кредите, который придется увеличивать по сумме или вносить больше своих денег в рамках первоначального взноса. В любом случае, снижение ставки ЦБ не превысит пары процентов и не окажет сокрушительного влияния на стоимость кредитов.
Есть и обратные прогнозы, согласно которым курс рубля просядет на 50-70%, а ставка утилизационного сбора вырастет практически вдвое (сборы направляются на пополнение бюджета). В этой ситуации ценник на автомобили неминуемо вырастет, одновременно поднимутся цены и на другие товары. В итоге люди, имеющие на руках деньги или ожидающие снижения ставки по кредитам, останутся без автомобиля. И это без учета общего снижения покупательской способности, неминуемого при реализации негативного сценария.
Есть еще один тормоз продаж в целом – достаточно высокие ставки по депозитам, которые хоть и снизились за последние 4-6 месяцев на 2-4%, но по-прежнему остаются привлекательными для людей. Граждане стараются держать деньги на вкладах, получая доход, чем тратить средства на автомобили или иные дорогостоящие товары. Ставка по депозитам напрямую связана с ключевой ставкой ЦБ, снижение которой сократит рентабельность вкладов.
Реалии автомобильного рынка
Спрос на автомобили с пробегом существует всегда — быстрота продажи определяется больше комплексным сочетанием цены и технического состояния. Предпродажная подготовка ускорит продажу, но главное не переусердствовать. Слишком блестящий автомобиль с пробегом навевает покупателей на мысли о возможных технических проблемах, скрываемых под внешним лоском. На любой автомобиль рано или поздно найдется покупатель, все зависит от готовности владельца ждать клиента. Зачастую ситуация складывается так, что проще и быстрее сдать старую машину по трейд-ин и получить дополнительную скидку на новый автомобиль.
Покупка подержанного автомобиля вне зависимости от сезона немыслима без проверки истории машины. Цена ниже рыночной зачастую свидетельствует о наличии технических или юридических проблем, хотя нельзя исключать и продажу абсолютно «чистого» автомобиля, ситуации бывают разными. Количество предложений на вторичном рынке зависит от модели – автомобили массового сегмента найти всегда проще, чем экземпляры мало популярных в РФ марок. Отмечено, что самый неудачный момент для поиска подержанной машины приходится на первые месяцы весны, в которые как раз проще и быстрее продать автомобиль с пробегом. Минимальный ассортимент в салонах и на площадках продажи подержанных машин приходится на конец весны, хотя в 2025 г. закономерность несколько нарушена.
Причиной общей стагнации на автомобильном рынке в РФ в 2025 г. стало повышение ставок по кредитам до 27 и более процентов годовых. Согласно статистике, за первые 4 месяца рынок «просел» на четверть по сравнению с аналогичным периодом 2024 г. В связи со сложившейся ситуацией предпринимаются не совсем адекватные меры – в мае 2025 г. принят закон о возможности работы в такси автомобилей с определенным процентом локализации. В итоге будет небольшой всплеск спроса за счет крупных игроков на рынке, а изрядная часть таксистов перейдет на «серые» схемы работы.
Заключение
Из-за нестабильной ситуации на рынке в 2025 г. лучше не откладывать покупку автомобиля, ожидая неких льготных условий и большой экономии. Нет никаких явных предпосылок к снижению цен на новые автомобили, а вторичный рынок всегда держит руку на пульсе. Продажа старого автомобиля в 2025 г. также является непростой задачей – спрос есть на машины бюджетного сегмента, экземпляры среднего и высшего класса будут долго ждать покупателя либо продавцу придется снижать цену ниже рыночного порога.